С необходимостью зарядки аккумулятора автомобилисты сталкиваются достаточно часто, особенно – по окончании летнего сезона. Этот процесс обладает своими особенностями и должен выполняться в соответствии с определенными правилами, от соблюдения которых зависит нормальное функционирование АКБ и ее долговечность.
Зарядка аккумулятора выполняется с помощью источника постоянного тока. Возможно использование любых выпрямителей, которые допускают регулировку напряжения или тока. Обратите внимание: зарядное устройство, с помощью которого вы намерены зарядить 12-вольтовый аккумулятор, должно позволять увеличивать напряжение заряда до 16-16,5 В, в противном случае полностью зарядить современную АКБ необслуживаемого типа не удастся.
Выбор зарядного устройства
Перед приобретением автономного устройства для автомобиля обратите внимание на то, что эти приборы делятся на два класса. К первому относятся трансформаторные модели, характеризующиеся наличием громоздкого трансформатора, который входит в ту же схему, в которую включен выпрямитель тока. Такие зарядные устройства обладают значительной мощностью, они весьма надежны в эксплуатации, их электронные компоненты изготовлены по современным технологиям.
Второй класс устройств, необходимых тогда, когда сел аккумулятор автомобиля – импульсные зарядные устройства. Эти модели оснащены высокочастотным трансформатором, который обладает небольшими габаритами и весом. Количество моделей устройств данного класса, представленных на современном рынке, стремительно растет; их высокая популярность во многом обусловлена доступной ценой, которая, в свою очередь, становится возможной благодаря применению дешевых материалов. Увы, надежность зарядных устройств импульсного типа несколько ниже, чем надежность трансформаторных моделей.
Способы зарядки аккумулятора
Существует несколько способов зарядки аккумуляторной батареи. Рассмотрим их подробнее.
Первый способ – зарядка АКБ током постоянной величины. При использовании данного способа ток зарядки аккумулятора не должен быть больше 0,12 номинальной емкости батареи; так, для батареи, емкость которой составляет 60 А•ч, оптимальным током заряда будет ток в 6 А. Обязательным условием является наличие регулирующего устройства, позволяющего поддерживать постоянство тока на протяжении всего времени зарядки аккумулятора. Признаки завершения процесса – постоянство плотности электролита, сохраняющееся на протяжении 3 часов, а также отсутствие изменений тока и напряжения заряда на протяжении 1-2 часов.
Недостатками данного способа является необходимость регулярного контроля зарядного тока, а также обильное выделение газов по окончании заряда. Для предотвращения этого явления используют ступенчатое снижение силы тока при увеличении зарядного напряжения. Уменьшите в два раза ток заряда (установите его силу на уровне в 3 А для батареи емкостью 60 А•ч) тогда, когда напряжение заряда достигнет значения 14,4 В; применительно к батареям последнего поколения, не имеющих отверстий для доливки воды, ток заряда можно снизить еще раз – при достижении напряжения в 15 В уменьшите ток до уровня 1,5 А (для батареи емкостью 60 А•ч).
Второй способ – зарядка аккумулятора при постоянстве напряжения. Обязательным условием при использовании данного способа является поддержание постоянного напряжения на уровне 2,2-2,25 В на каждую банку (для всего аккумулятора – в диапазоне от 13,2 до 14,1 В). Отметим, что время полной зарядки батареи этим способом может достигать нескольких суток.
По мере зарядки АКБ напряжение на ее выводах постепенно приближается к напряжению, создаваемому зарядным устройством. Значение зарядного тока, наоборот, снижается, стремясь к нулю, который будет достигнут в конце заряда. Эта особенность позволяет заряжать батареи в автоматическом режиме, без участия человека. Признаки окончания зарядки аккумулятора – постоянство плотности электролита, сохраняющееся на протяжении 3 часов, достижение напряжения на выводах АКБ, равного 14,4 В.
Третий способ – модифицированный заряд. В начале процесса зарядка аккумулятора осуществляется током постоянной величины, значение которого составляет 0,25 номинальной емкости батареи. Когда напряжение на каждую банку повысится до значения 2,2-2,36 В, выполняется переход на зарядку постоянным напряжением (оно должно лежать в диапазоне от 2,2 до 2,35 В). Длительность зарядки аккумулятора данным способом может достигать нескольких суток.
Аккумуляторная батарея заряжается при ее эксплуатации на автомобиле, заряд при этом выполняется при постоянстве напряжения. По согласованию с разработчиками батарей производители автомобилей устанавливают уровень напряжения заряда на отметке в 14,1±0,2 В; это напряжение ниже того, при котором начинается интенсивное газовыделение. Отметим зависимость эффективности зарядки аккумулятора от температуры окружающей среды: при понижении температуры растет внутреннее сопротивление АКБ, что, в свою очередь, снижает эффективность зарядки. В суровых зимних условиях, особенно, если имеют место частые пуски холодного двигателя и короткие пробеги, необходимо периодически выполнять зарядку аккумулятора от стационарного зарядного устройства при положительной температуре воздуха.
Контроль плотности электролита
Полностью заряженная батарея характеризуется значением плотности электролита, равным 1,28±0,01 г/см3. По мере разряда АКБ плотность линейно снижается, достигая значения 1,20±0,01 г/см3 при разряде аккумулятора на 50%.
Для измерения плотности электролита используют ареометры со сменными денситометрами, которые позволяют измерять плотность различных жидкостей. Поплавок во время измерения не должен касаться стенок цилиндрической части трубки из стекла. Одновременно с измерением плотности электролита нужно замерить его температуру и привести результат измерения плотности к температуре +25°С путем прибавления или отнимания поправки. Ее значение которой можно найти в специальной литературе.
Соблюдение приведенных в настоящей статье рекомендаций в случаях, когда разрядился аккумулятор и двигатель не заводится, позволит выполнить зарядку максимально качественно и безопасно, а также обеспечит длительный срок службы АКБ.