Практически каждый автолюбитель сталкивался с проблемой разряженного аккумулятора, и сразу же за ней с проблемой его зарядки или покупки нового. Поэтому здесь мы рассмотрим основную информацию о строении, обслуживании и выборе автомобильной аккумуляторной батареи, которая пригодится каждому автомобилисту.
Чтобы понять принцип происходящих в автомобильном аккумуляторе процессов поговорим немного о его строении. Под внешним корпусом батареи располагаются вертикальные «банки», где положительно и отрицательно заряженные пластины разделены электролитом (кислотным раствором). При работе (разрядке) аккумулятора происходит взаимодействие между пластинами, в результате которого образуется вода и выпадение сульфата свинца на отрицательно-заряженной пластине. В процессе зарядки мы наблюдаем обратный процесс.
Конечно, это всего лишь общее описание процесса, но за долгие годы использования автомобильных аккумуляторных батарей этот принцип не поменялся, хотя в конструкцию несколько раз и вносились изменения. Разные конструктивные особенности и обусловили появления нескольких применяемых сейчас типов автомобильных аккумуляторов.
Типы автомобильных аккумуляторов.
Довольно старые и доживающие последние деньки – автомобильные аккумуляторы обслуживаемого типа. Корпус обслуживаемой батареи изготавливается из эбонита, а внешне он герметизирован мастикой. В таких автомобильных аккумуляторах допускается как замена отдельных банок, так и полностью всех внутренностей.
Наиболее часто встречаемые – автомобильные аккумуляторы частичного обслуживания. В них обслуживание заключается в отслеживании уровня электролита и, при необходимости, его добавлении. На верхней поверхности аккумулятора находятся крышки банок, через которые и осуществляется долив.
Автомобильные аккумуляторы необслуживаемого типа – на данный момент самые дорогие, простые в использовании и качественные (поскольку производятся исключительно именитыми брендами). В этих батареях использован такой состав пластин и конструкция системы конденсирования, при которых не требуется абсолютно никакое человеческое вмешательство. А если воду доливать не надо, то и открывать аккумулятор незачем. Поэтому там отсутствуют какие-либо крышки.
Теперь, когда мы рассмотрели принцип действия и типы батарей, можно перейти непосредственно к их обслуживанию.
Обслуживание автомобильных аккумуляторов.
Если у вас батарея обслуживаемая или частично обслуживаемая , то необходимым действием при ее эксплуатации является проверка уровня электролита. Если обратить внимание на боковые поверхности аккумулятора, вы скорее всего найдете две горизонтальные линии, которые отмечают минимальный и максимальный уровни жидкости. Если уровень ниже минимальной отметки, следует долить в соответствующие банки дистиллированной воды, чтобы уровень стал между отметками. Если же эти отметки отсутствуют, необходимо открутить крышки и проверить, чтобы жидкость покрывала пластины на 10-15мм. Добавляйте в автомобильный аккумулятор только дистиллированную воду! Использовать для этого кислоту НЕЛЬЗЯ!
Разряд аккумулятора.
При разрядке аккумулятора необходимо демонтировать его с автомобиля и подзарядить специальным зарядным устройством. При этом если на батарее отсутствует система отвода газов, необходимо открыть крышки банок, чтобы предупредить избыточное давление при нагреве электролита.
Зарядные устройства бывают двух типов. При использовании первого (неавтоматического) необходим постоянный контроль процесса зарядки. Не следует допускать кипения электролита. При том, что процесс длится около суток. Так же большое распространение уже получили автоматические устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов, они предпочтительней по всем параметрам, поскольку сами следят за требуемым током заряда и временем отключения.
Выбор нового аккумулятора.
Конечно, аккумуляторы не вечны и через какой-то срок они выходят из строя, и никакая подзарядка им уже не поможет.В этом случае резонным будет вопрос «как выбрать новый аккумулятор?». Для этого можно посмотреть на старый, и подобрать новую батарею с такими же параметрами.
Параметры автомобильного аккумулятора.
- емкость батареи в ампер/часах, которая обозначается, например, 60Ah . Чем больше этот параметр, тем дольше аккумулятор может проработать без подзарядки. Его следует подбирать как можно ближе к рекомендуемому для вашего двигателя, так как генератор настроен на работу именно с такой батареей. В противном случае батарея может либо недо-, либо перезаряжаться.
- пусковой ток в амперах, обозначение, к примеру 600А. Характеризует способность запуска двигателя в холодную погоду. По факту это максимальный ток, который выдает батарея при -18 градусах Цельсия без потери напряжения ниже 7В.
- расположение «+» и «-» клемм, а так же размеры батареи. При несоблюдении этих параметров автомобильный аккумулятор просто не встанет на свое место или провода не дотянутся до нужного полюса.
Напоследок о покупке нового аккумулятора.
Покупку и установку рекомендуется производить в специализированных центрах, которые дают гарантию на свои услуги и продукцию. К слову, там же вам и помогут подобрать подходящую по всем параметрам батарею.